Erasmus+

 

Erasmus+ is the European Union's new programme for...

Important!

If your University has not received PIC please register here

Higher Education

Information regarding the higher education system in Kazakhstan...

Tempus

TEMPUS is one of the European Union’s programmes which support...

Члены Национальной Команды экспертов по реформированию высшего образования в Казахстане

 

В составе Команды: 

 

Омирбаев Серик Мауленович,

Ректор Северо-Казахстанского государственного университета им. М.Козыбаева, д.э.н., профессор, председатель Наблюдательного Совета НК ЭРВО

Специализация- Управление системой высшего образования на национальном уровне. ECTS.

E-mail: somirbaev@mail.ru This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

 

Председатель – Алиярова Мадина Бирлесовна
Директор Центра научных исследований и развития технологий Алматинского университета энергетики и связи, к.т.н, доцент

Специализация – практико-ориентированное обучение

E-mail: m.aliyarova@aues.kz This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

 

Нарбекова Бану Мухатаевна
Начальник Управления методологии и содержания высшего и послевузовского образования ДВПО МОН РК, к.и.н., доцент

Специализация – Национальные и отраслевые квалификационные рамки, профессиональные стандарты.

E-mail: b.narbekova@edu.gov.kz This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

 

Нурмагамбетов Амантай Абилхаирович
Директор Центра Болонского процесса и академической мобильности, д.п.н., профессор

Специализация – Управление высшим образованием на институциональном уровне.

E-mail: cbpiam@n-k.kz This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

 

Ахмед-Заки Дархан Жумаканович
Ректор Университета международного бизнеса, д.т.н., профессор.

Специализация - Академическая политика.

E-mail: uib@uib.kz This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

 

 

Ахметов Берик Бахытжанович
Ректор Каспийского государственного университета технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова, к.т.н.

Специализация - Национальная рамка квалификаций, проектирование образовательных программ.

E-mail: berik.akhmetov@yu.edu.kz This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

 

 

Святов Серик Аманжолович
Председатель Совета директоров Университета Нархоз, д.э.н., профессор.

Специализация – Стратегическое планирование.

E-mail: ssvyatov@mail.ru This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

 

 

Скиба Марина Александровна
Советник ректора Университета Нархоз, к.п.н., доцент.

Специализация – Обеспечение качества образования.

E-mail: marina.skiba@narxoz.kz This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

 

 

Дауленов Мирас Мухтарович
Заместитель Председателя Правления / Провост АО «Университет КАЗГЮУ им. М.С. Нарикбаева», PhD

Специализация – Обеспечение качества образования.

E-mail: m_daulenov@kazguu.kz This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

 

 

Керимкулова Сулушаш Иксановна
Ассоциированный профессор Высшей школы образования Назарбаев Университета, к.п.н.

Специализация – Управление учебным процессом: содержание и технологии.

E-mail: skerimkulova@nu.edu.kz This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

 

 

Кабдуллина Кымбат Куанышпековна
Интерн-педиатр 6-го курса Карагандинского государственного медицинского университета, член Наблюдательного комитета Казахстанской организации медицинской молодежи (КОММ)

Специализация – поддержка студентов и студенческое самоуправление.

E-mail: kabdullina.kk@gmail.com This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Уважаемые коллеги!

В процессе модернизации высшего образования в Казахстане в контексте его интернационализации возникают вопросы, связанные с адаптацией основных компонентов Болонского процесса в казахстанских вузах. С этими вопросами вы можете обратиться в Национальный офис программы Эрасмус+ (НЕО) в Казахстане по электронной почте: neo@erasmusplus.kz   

На ваши вопросы ответят члены Национальной команды экспертов по реформированию высшего образования в Казахстане.

Ответ: Европейские вузы, сталкиваясь с нарастающей конкуренцией в сфере образовательных услуг, пришли к пониманию того, что основным их конкурентным преимуществом является качественный академический персонал.

Поэтому наряду с проактивной политикой привлечения педагогических кадров, ими реализуется последовательная кадровая политика, направленная на:

  • Продвижение равенства и разнообразия: создание атмосферы, где каждый может реализовать свой потенциал, устранение дискриминации и препятствий.
  • Обеспечение эффективности и действенности HR – системы. Обе - ручные и автоматические системы - должны быть хорошо выровнены с бизнес- процессами всего университета.
  • Обеспечение возможности развития и повышения квалификации. Поддержка честных и конструктивных диалогов руководителей и сотрудников; обучение менеджеров и персонала на системной основе
  • Улучшение взаимодействия с преподавателями и консультации: улучшение мотивации, развитие хороших связей между всеми уровнями, привлечение сотрудников в стратегическое развитие университета, коллективные консультации с профсоюзами.

Ответ: Кадровый аудит - это анализ качественного состава наличного персонала для оценки его соответствия поставленным стратегическим целям вуза.

В процессе проведения кадрового аудита анализируются следующие аспекты: укомплектованность кадрового состава, его соответствие необходимым требованиям деятельности, структура кадрового состава по социально-демографическим признакам, текучесть персонала.

На основе проведенного аудита уточняются приоритеты кадровой стратегии, а именно, определяются:

  • оптимальная численность и качество персонала,
  • программы профессионального обучения и развития,
  • этапы планирования карьеры и кадровый резерв,
  • методы анализа результативности персонала вуза,
  • необходимость реформирования организационной структуры и форм организации и мотивации труда.

Ответ: Двудипломное (мультидипломное) образование - это возможность параллельного обучения в двух (и более) вузах по совместной образовательной программе с последующим получением дипломов соответствующих учебных заведений.

Ответ: Совместная образовательная программа (joint programme) - это образовательная программа, совместно разработанная и реализуемая двумя и более вузами. При этом предполагается, что часть учебных модулей будет преподаваться ППС из вуза-партнера. Формы реализации данного условия могут быть различны: кредитная мобильность студентов, мобильность преподавателей, дистанционное обучение или комбинация этих форм. Совместная образовательная программа не обязательно ведет к получению степени в обоих учебных заведениях, возможно получение основной степени (диплома) и дополнительного сертификата от вуза-партнера.

Программа двойного диплома /мультидипломная программа (Double/Multiple Degree Programme) - это совместная образовательная программа, основанная на сопоставимости и синхронизации образовательных программ университетов-партнеров и характеризующаяся принятием сторонами общих обязательств по таким вопросам, как определение целей программы, подготовка учебного плана, организация учебного процесса, присуждаемые степени или присваиваемые квалификации. В результате завершения такой программы и выполнения всех требований соответствующих вузов, выпускник получает дипломы установленных образцов о присуждении академической степени и транскрипты из каждого вуза-партнера.

Программа совместного диплома (Joint Degree Programme) - это совместная образовательная программа высшей степени интеграции. Она предполагает совместный набор студентов, совместное управление программой, совместную итоговую аттестацию. В результате выпускник получает единый диплом от всех вовлеченных вузов-партнеров. Возможность разработки такой программы зависит от законодательных ограничений соответствующих стран.

Ответ: Интернационализация – это процесс современного развития, состоящий во взаимосвязи и взаимозависимости различных государств и организаций, и ведущий к возникновению международных объединений в различных сферах (в высшем образовании, экономике, политике, культуре и др).

Ответ: Это процесс установления межкультурного, международного, и глобального измерений в высшем образовании; усиления цели, функций и предоставления высшего образования; и таким образом улучшения качество образования и исследования. Интернационализация как одна из важнейших современных тенденций развития высшего образования способствует повышению конкурентоспособности стран и регионов.

Ответ: Интернационализация высшего образования академической мобильностью студентов и преподавателей, интернационализацией учебных планов и программ, созданием региональных и международных вузовских сетей, осуществлением совместных научных исследований в рамках международных программ, экспорта образовательных услуг и научных достижений. Интеграция и интернационализация научных исследований реализуется посредством проведения совместных исследований, международных конференций и участия в них, публикации результатов научных исследований в зарубежных журналах, проведения научных исследований при предоставлении международных грантов и других формах.

Ответ: Внутреннее оценивание осуществляет, кто учит, это может быть преподаватель или мастер на производстве. Внешнее оценивание проводит, кто не учил, это может быть эксперт или работодатель. Есть также самооценивание и его проводит тот, кто учился.

Ответ: Профессиональные компетенции — это способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности, в свою очередь, требования должности — это задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли. При составлении образовательных программ учитываются требования как общеобразовательных, так и профессиональных стандартов, которые формируют профессиональные компетенции.

Ответ: Обучение в течение всей жизни предполагает образовательную активность в течение жизни и имеет своим результатом улучшение знаний, умений, компетенций и/или квалификации для личных, общественных и профессиональных мотивов. Обучение во всей широте жизни – Это обучение как формальное, так и неформальное и информальное, - которое реализуется через полный спектр жизнедеятельности (личной, общественной или профессиональной) и на любой стадии жизни.

Ответ: По сути, данные термины отражают эволюцию теории менеджмента: от концепции управления кадрами (20-40 гг. ХХ в.), управления персоналом (50-70 гг. ХХ в.) до современного подхода, который принято формулировать как «управление человеческими ресурсами». Данное обновление концепции менеджмента обусловлено опорой экономик большинства передовых стран на инновационные факторы развития и, прежде всего, на интеллектуальный потенциал человека. Принципиальные особенности нового подхода можно проследить в следующей таблице: (автор Макарова И.К.Управление человеческими ресурсами: уроки эффективного HR- менеджмента, - Москва.-2013 г.)

Управление персоналом

Управление человеческими ресурсами

Реактивная вспомогательная роль человека

Проактивная, инновационная роль

Акцент на выполнение процедур

Акцент на стратегию

Специальный департамент

Деятельность всего менеджмента

Сосредоточение на потребностях и правах персонала

Сосредоточение на требованиях к персоналу в свете целей вуза

Персонал рассматривается как издержки, которые надо контролировать

Персонал рассматривается как инвестиции, которые надо развивать, а также как издержки, которые надо контролировать

Конфликтные ситуации регулируются на уровне топ-менеджмента

Конфликты регулируются лидерами рабочих групп

Согласование оплаты и условий труда происходит в ходе коллективных переговоров

Планирование человеческих ресурсов и условий занятости происходит на уровне руководства

Оплата труда определяется в зависимости от внутренних факторов организации

Устанавливается конкурентная оплата труда и условия занятости для того, чтобы опережать ко

Вспомогательная функция для других департаментов и подразделений

Вклад в добавочную стоимость бизнеса

Содействие переменам

Стимулирование перемен

Постановка коммерческих целей в свете последствий для персонала

Полная приверженность целям бизнеса

Негибкий подход к развитию персонала

Гибкий подход к развитию персонала

Ответ: В мировой практике менеджмента под Assesment Center понимают комплексную процедуру оценки компетенции сотрудника, состоящей из разных инструментов оценки: упражнений, построенных на основе рабочих ситуаций, тестов и опросников, специально разработанных для использования в профессиональной сфере. В последние годы происходит рост использования Assesment Center во всем мире, несмотря на затраты, связанные с его организацией и проведением, поскольку данная технология позволяет достовернее решить проблему качественного отбора персонала. Основные методы, применяемые Assesment Center:

- тщательное изучение биографических данных; -интервью;

- тесты способностей (стандартизированы в соответствии с жесткими международными правилами);

- in-tray exercises – стандартизированные упражнения, взятые из жизни компании для индивидуального анализа;

- организационно-управленческие игры;

- профессиональный личностный опросник. По итогам отбора принимается коллегиальное решение о найме или отказе в предоставлении рабочего места.

Ответ: Качество образования – это условный, количественно не измеряемый который характеризует степень удовлетворения образовательных потребностей личности, общества, государства, зависит от следующих групп факторов: задатков (способностей) обучающегося, компетенции преподавательского состава, образовательной среды, созданной учебным заведением и определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения.

Ответ: Обеспечение качества это систематический обзор учебных программ, удостоверяющее, что поддерживаются приемлемые стандарты образования, науки и инфраструктуры.

Ответ: Объектами качества являются: студенты, ППС, образовательные программы.

Ответ: Необходимо разработать систему внутренней оценки качества/или самооценки в соответствии с современными требованиями, которая позволит выйти на внешнюю оценку качества, т.е. выход на аккредитацию или любые формы сертификации и признания качества.

Внешняя оценка качества определяется требованиями аккредитации, как национальной, так и международной, по стандартам/параметрам приведенные выше.

Ответ: Методы обеспечения качества включают оценку, анализ и рекомендации. Оценка включает изучение эффективности, компетентности, результативности, перспективности деятельности, которая осуществляется путем контроля процессов, наличия нормативных документов, системы использования документов, изучение основной деятельности по направлению, изучения критериев и требований к специалистам, изучения результатов деятельности, решение проблем, перспективы развития.

Анализ - это изучение, сопоставление, проверка на соответствие определенным стандартам и нормам, обобщение.

Рекомендации – это результат, выдаваемый на основе оценки и анализа. Он включает описание фактического состояния, определения слабых и сильных сторон, описывает степень соответствия нормам, требованиям и стандартам, описывает результаты экспертной оценки по решению проблем, результативности, эффективности и потенциала перспективного развития.

Ответ: Обеспечение качества относится к плановому и систематическому способу мониторинга качества процесса, за которым следует производить качественный продукт. Контроль качества отслеживает результаты и корректирует процесс удовлетворения ожидания.

Ответ: Современный конкурентоспособный университет должен иметь отлаженную систему управления качеством своего образования, которая включает в себя компоненты:

а) «оценка качества работы университета в целом,

б) оценка качества учебно- образовательного процесса,

в) оценка качества научно-исследовательской деятельности,

г) оценка пути дальнейшего повышения качества деятельности университета

Ответ: Контроль осуществляется на основе действующих механизмов лицензирования, государственной аттестации и аккредитации.

Ответ: “Интернационализация – это процесс установления межкультурного, международного, и глобального измерений в высшем образовании; усиления цели, функций и предоставления высшего образования; и таким образом улучшения качество образования и исследования”. (Ганс де Вит (Hans de Wit))

Ответ: Цели интернационализации высшего образования можно распределить по четырем основным группам: экономические, политические, культурные и педагогические.

Ответ: Процесс интернационализации университетского образования затрагивает:

1) студентов (набор иностранных студентов, организация обменных программ и индивидуальной студенческой мобильности);

2) профессорско-преподавательский состав (обмен преподавателями, создание совместных учебных программ, тренинг и стажировки, совместные научно-исследовательские проекты);

3) учебные программы ( разработка новых программ и курсов, адаптация и совмещение учебных программ, организация курсов Foundation, обучение иностранным языкам, использование новых технологий, включая дистанционное обучение);

4) признание, оценка, сертификация образовательного процесса (внедрение системы международных стандартов, признание документов об образовании).

Ответ: В мировой практике используют четыре стратегии интернационализации высшего образования:

«1. Mutual understanding approach – согласованный подход.

2. Skilled migration approach – стратегия привлечения квалифицированной рабочей силы.

3. Revenue-generating approach – стратегия получения дохода.

4. Capacity building approach – стратегия расширения возможностей».

Ответ: Выход вузов на международный рынок способствует повышению качества образования.

Ответ: Оценка – насколько успешно университет вовлечен в процесс интернационализации может быть на основе нескольких критерий:

а) содержательная сторона учебных программ;

б) Высокий уровень иностранного (английского) языка;

в) набор иностранных студентов, организацию обменных программ;

г) обмен преподавателями, проведение совместных научно-исследовательских программ и стажировок;

д) сотрудничество на основе договоров;

е) внедрение системы международных стандартов в образовании, признание документов об образовании.

Ответ: Это подписанная министрами образования 29 европейских стран в 1999 году в Болонье Декларация о международном сотрудничестве в области высшего образования, положившая начало Болонскому процессу и направленная на следующие основные цели для Европейского пространства высшего образования: введение точно определенных и сопоставимых степеней, а также двухэтапной структуры; принятие системы кредитов, аналогичной системе ECTS; стимулирование мобильности; развитие европейского сотрудничества в области контроля качества и расширение европейских аспектов высшего образования.

Ответ: Это - единое европейское образовательное пространство всех стран-участниц Болонского процесса, проводящих согласованную и прозрачную политику в области высшего образования.

Ответ: Европейская ассоциация университетов (EUA) – это объединение на европейском уровне университетов с целью проведения конструктивной и согласованной политики в области высшего образования, обеспечения активного участия университетов в Болонском процессе, оказания поддержки высшим учебным заведениям в защите их автономии, права на самоуправление, академической свободы при проведении учебной и научно-исследовательской деятельности.

Ответ: Это система научно-исследовательских программ, направленных на интеграцию научных ресурсов Европейского союза. Европейское исследовательское пространство предполагает, на основе тесного сотрудничества исследователей стран-участниц Болонского процесса: создание возможностей для проведения единой и прозрачной политики в области научных исследований в Европе, а также совершенствование систем подготовки исследователей и содействие развитию конкурентоспособной, базирующейся на науке экономики.

Ответ: Результаты обучения определяются как совокупности компетенций, выражающих, что именно обучающийся будет знать, понимать или будет способен делать по завершении процесса обучения.

Ответ: Это - общеевропейское стандартизированное дополнение к официальному документу о высшем образовании, которое было разработано по стандартам Европейской комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО и служит для описания характера, уровня, контекста, содержания и статуса обучения, пройденного и успешно завершенного обладателем образовательной квалификации.

Ответ: Они охватывают три последовательные ступени, а также обобщенные описания широкого круга результатов обучения каждого из трех циклов, соответствующие определениям Болонского процесса. Дублинские дескрипторы включают описание:

  • квалификации, означающей завершение сокращенного цикла высшего образования (в рамках первого цикла/ступени/степени/уровня);
  • квалификации, означающей завершение первого цикла (бакалавриат); 
  • квалификации, означающей завершение второго цикла (магистратура);
  • квалификации означающей завершение третьего цикла (докторантура Ph.D).

Ответ: Основное преимущество заключается в том, что она выступает в качестве переводного устройства, которая позволяет сделать национальные квалификации более «читаемыми» в Европе, стимулируя мобильность академического персонала и обучающихся между странами и содействуя их непрерывному обучению. Главная цель – приближение национальных квалификаций отдельных стран к единому Европейскому стандарту.

Ответ: Социальное измерение высшего образования - это совокупность механизмов реализации Европейского пространства высшего образования, включающих в себя доступ к высшему образованию, консультирование и информирование студентов, их материальную поддержку и обеспечение равенства возможностей и социальное единство, что позволяет большинству молодых людей достичь самого высокого образовательного уровня и максимально раскрыть их личностный потенциал.

Ответ: Она определяется как совокупность общих признаков высшего образования в национальных образовательных системах европейских стран, способствующих формированию и развитию единого Европейского пространства высшего образования и Европейского исследовательского пространства при сохранении своеобразия национальных образовательных систем.

Ответ: Это комплексное понятие, относящееся к целому комплексу мер и процедур, связанных с текущим контролем качества образования, развитием соответствующих инструментов и так далее. К этой сфере относятся оценка (система оценки деятельности вуза), аккредитация, менеджмент качества, установление текущих стандартов. Развитие европейского сотрудничества с целью разработки сопоставимых критериев качества, общей методологии является одной из основных задач Болонского процесса.

Ответ: Это - общеевропейский орган, который распространяет информацию, способствует внедрению передовой практики и инновационных подходов в области обеспечения качества в высшем образовании среди европейских агентств обеспечения качества, общественных органов и вузов.

Ответ: Это - регистр агентств обеспечения качества высшего образования, включающий в список те агентства, которые соответствуют общим принципам обеспечения качества в Европе.

Ответ: Интернационализация образования отражает процесс включения различных международных аспектов в исследовательскую, преподавательскую и административную деятельность образовательных учреждений различных уровней.

Ответ: Это - международная образовательная программа, созданная с целью сбора сопоставимых данных по социальным аспектам Европейского высшего образования. Проект акцентирует внимание на социально-экономическом фоне страны и условиях жизни студентов, а также исследует международную мобильность на современном этапе.

Ответ: Мобильность европейских студентов, преподавателей и исследователей – ключевой принцип формирования Европейского пространства высшего образования и Европейского исследовательского пространства, предусматривающий многообразные возможности для свободного перемещения европейских студентов, преподавателей и исследователей в этих пространствах в целях аккумулирования на личностном уровне академического и общекультурного потенциала развития национальных систем высшего образования и увеличения их вклада в социально-экономическое развитие своих стран.

Ответ: Как известно, так называемая проблема «утечки мозгов» характерна не только для вузов Казахстана. Данная тенденция наблюдается в ряде университетов стран-партнеров Tempus. И если для вузов стран Восточной Европы, России и Центральной Азии является значимой конкуренция со стороны частного сектора, то некоторые страны Ближнего Востока серьезно страдают от международной «утечки мозгов», особенно в богатые соседние страны. Европейские университеты решают данную проблему, придавая особое значение повышению привлекательности преподавательской деятельности. И это логично, поскольку именно академический персонал является основным носителем передовых научных знаний и способен обеспечить соответствующую научную преемственность. В связи с этим кадровая политика европейских университетов предусматривает не только дифференциацию заработной платы преподавателей в зависимости от результатов их деятельности, но и уделяет пристальное внимание таким аспектам, как:

  • планирование карьеры, поощрений и продвижения с целью обеспечения карьерного роста персонала;
  • повышение квалификации для всех категорий академического персонала, в том числе с использованием системы e-learning;
  • обеспечение академической свободы;
  • поддержка проведения научных исследований;
  • расширение академической мобильности

Ответ: Национальная рамка квалификаций – это структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда Казахстана. Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс РК» от 17 февраля 2012 года № 566-IV ЗРК Трудовой кодекс РК дополнен главой 10-1 Национальная система квалификаций. В соответствии с этим законом Национальная рамка квалификаций состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности. Разработка и утверждение Национальной рамки квалификаций производятся уполномоченным государственным органом по труду совместно с уполномоченным государственным органом в сфере образования с учетом мнения республиканских объединений работодателей и республиканских объединений работников. Чтобы установить отличие между Национальной рамкой квалификаций и Европейской рамкой квалификаций следует внимательно прочитать ответ на вопрос, что это такое Европейская рамка квалификаций

Ответ: Европейская рамка квалификаций создана по инициативе Европейского Союза как инструмент обеспечения сопоставимости академических степеней и квалификаций в странах- членах ЕС. Европейская рамка квалификаций официально принята Европейским парламентом и Советом Европы 23 апреля 2008 года. Это рамочное описание квалификаций, которое делает прозрачным отношения между европейскими национальными квалификационными рамками и квалификациями, которые они содержат. Европейская рамка квалификаций – это механизм сопоставления национальных квалификаций и представляет собой структурную таблицу, состоящую из 8 уровней, каждый из которых описан в терминах знаний, умений и компетенций (понимаемых в данном случае, как уровень ответственности, сложности и автономии), которые определяют качественное отличие квалификаций одного уровня от другого. Европейская рамка квалификаций позволяет проводить сравнение квалификаций между странами и является ориентиром для разработки национальных квалификационных рамок не только для стран-членов ЕС, но и для всех стран- участников Болонского процесса.

Ответ: Лиссабонская Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе – это международный акт. Лиссабонская Конвенция принята 11 апреля 1997 года в г.Лиссабоне. Конвенция ратифицирована Законом Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года № 202-I. Конвенция предусматривает создание целостной и согласованной структуры признания квалификаций в рамках системы высшего образования и направлена на формирование правовой базы для регулирования признания квалификационных документов. Разработана при активном участии Совета Европы и ЮНЕСКО. В Конвенции отражены процедурные вопросы принятия решений в сфере признания квалификаций государственными органами стран, присоединившихся к Конвенции. На конференции министров (относящихся к высшему образованию) стран-участников Болонского процесса в г.Бергене (2005 г.) одобрены документы, развивающие положения Лиссабонской конвенции о признании, и выражены призывы к правительствам всех стран признавать совместные дипломы/ степени, выданные в двух или более странах Европейского пространства высшего образования.

Ответ: Квалификация – это официальное подтверждение и признание (в виде соответствующего документа) успешного завершения какого-либо уровня образования. Особое внимание следует обратить на понятие «квалификация», закрепленное Лиссабонской Конвенцией «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе».

Конвенцией даны два определения:

а) «квалификация высшего образования» – это любой документ о присуждении степени, диплом или иное свидетельство, выданное полномочным органом и удостоверяющее успешное завершение программы высшего образования;

b) «квалификация, дающая доступ к высшему образованию» – это любой выдаваемый полномочным органом диплом или иное свидетельство, удостоверяющее успешное завершение программы обучения и дающее его обладателю право на рассмотрение его кандидатуры с целью приема в высшее учебное заведение.

Ответ: ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System) – это Европейская система перевода и накопления кредитов, по сути, общеевропейская система учета учебной нагрузки студентов при освоении ими образовательной программы или курса. Учебная нагрузка студента рассчитывается так, чтобы один учебный год соответствовал 60 ECTS-кредитам, что составляет около 1500–1800 часов, включающих посещение занятий, подготовку домашних заданий, подготовку к семинарам и лабораторным занятиям, к рубежным, промежуточным и итоговым видам контроля. Годовая учебная нагрузка студента, равная 60 кредитам, одинакова для всех трех циклов высшего образования: бакалавриата, магистратуры и докторантуры.

Ответ: Национальный реестр аккредитационных органов ведет Министерство образования и науки Республики Казахстан. Ниже приведен реестр по состоянию на 1 апреля 2014 года. Национальный реестр аккредитационных органов

Наименование агентства

Юридический адрес, сайт

1.

Аккредитационный совет по инженерии и технологиям (ABET, США)

111 Market Pl., Suite 1050 Baltimore, MD 21202 USA Telephone: (410) 347-7700 Fax: (410) 625-2238 www.abet.org

2.

Австрийское агентство по обеспечению качества и аккредитации (AQ Ausria, Австрия)».

Wicken-burg-gasse 26 1080 Vienna Austria Phone: +43 1 319 44 50 11 Fax: +43 1 319 44 50 20 www.aqa.ac.at

3.

Институт аккредитации, сертификации и качества (ACQUIN, Германия)

Brandenburger Str. 2 95448 Bayreuth Germany Phone: +49 921 530390-50 Fax: +49 921 530390-51 www.acquin.org

4.

Аккредитационное агентство по программам инженерии, информатики, естественных наук и математики (ASIIN e.v., Германия)

PO Box 10 11 39 D-40002 Duesseldorf Germany Phone: +49(0)211/6214-370 Fax: +49(0)69/13306978057 www.asiin.de

5.

Независимое агентство аккредитации и рейтинга (НААР, Республика Казахстан)

010000, Республика Казахстан, г.Астана, район Алматы, ул.Ташенова, дом 4/2 Тел.: 87172440706 Е-mail: iaar@inbox.ru This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript сайт: www.iaar.kz

6.

Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании (НКАОКО, Республика Казахстан)

010000, Республика Казахстан, г.Астана, ул. Достык, 20, ТЦ «Санкт-Петербург», офис 801. Тел./факс: 8(7172)48-63-74 Е-mail: nkaoko@mail.ru This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. www.nkaoko.kz

Ответ: Аккредитация — это процесс оценки качества деятельности либо всего вуза, либо его отдельных образовательных программ с целью признания их соответствия определенным стандартам (регламентам). Аккредитация делится на институциональную (аккредитацию всего вуза) и специализированную (аккредитацию отдельных образовательных программ), которые осуществляются национальными или зарубежными аккредитационными органами.

Ответ: Государственная аттестация организаций образования независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности проводится один раз в пять лет в плановом порядке государственными органами управления образованием в соответствии с их компетенцией. Для организаций образования, реализующих образовательные учебные программы технического и профессионального образования, послесреднего, высшего и послевузовского образования, государственная аттестация осуществляется также по специальностям. Организации образования, прошедшие институциональную и специализированную аккредитацию в аккредитационных органах, внесенных в национальный реестр аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных учебных программ, освобождаются от процедуры государственной аттестации по аккредитованным образовательным учебным программам (специальностям) на срок аккредитации, но не более 5 лет (статья 59 Закона РК «Об образовании»).

Ответ: Государственная аттестация организаций образования; 2) контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области образовании и квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности.

Ответ: Государственный контроль в системе образования направлен на обеспечение государством права граждан на образование и соблюдение юридическими лицами, реализующими образовательные учебные программы, соответствия осуществляемой ими образовательной деятельности требованиям законодательства Республики Казахстан в области образования и правил лицензирования образовательной деятельности и осуществляется уполномоченным органом в области образования и местными исполнительными органами в пределах их компетенции (статья 59 Закона РК «Об образовании»)

Ответ: Структура модульных образовательных программ включает обязательное описание формируемых компетенций при освоении определенных модулей. Трудоемкость каждого модуля определяется не только в кредитах KZ, но и в ECTS, т.е. общеевропейской системе учета учебной работы студентов при освоении образовательной программы или курса. На практике система ECTS используется при переходе студентов из одного учебного заведения в другое. Модульная образовательная программа функционирует в глобальном образовательном пространстве. Международная практика свидетельствует, что наиболее результативными являются те образовательные программы, которые построены по принципу взаимосвязи трех элементов: «компетенции» — «модули» — «кредиты».

Ответ: Модульные образовательные программы дают возможность перераспределять время, расширяют долю практических и лабораторных занятий, самостоятельной работы студентов, исключается дублирование в обучении, появляется возможность обоснованного введения в учебный процесс элементов научных исследований и проведения научно- исследовательских лабораторных работ.

Ответ: Содержание модулей изменяют с учетом динамики социального заказа и требований рынка труда. Обучаемые получают информацию, необходимую для принятия решений, или точные указания на источник ее получения. Модули обеспечивают компетенции, отвечающие потребностям конкретного работодателя.

Ответ: «Модульная система» - фундаментальный параметр Болонского процесса. Каждый модуль формирует необходимые компетенции в соответствии с Дублинскими дескрипторами по уровням образования.

Ответ: Профессиональные компетенции обучающихся формируются на основе требования к коммуникативной компетенции, требований к общепрофессиональным (базовым) компетенциям, требований к специальным компетенциям по видам деятельности с учетом профиля подготовки в научно-исследовательской области, в прикладной деятельности, в проектной деятельности, в организационно-управленческой деятельности.

Ответ: Модульная образовательная программа содействует формированию профессиональной компетенции, углубляет и расширяет профессиональную компетенцию, ориентирует на конкретную сферу деятельности с учетом потребностей работодателя.

Ответ: Роль модульных образовательных программ определена их видами. Общие обязательные модули направлены на формирование общих компетенций напрямую не связанных со специальностью. Обязательные модули по специальности направлены на формирование профессиональных компетенций. Модули по выбору для определенной специальности ориентированы на формирование возможных компетенций в рамках специальности. Модули по выбору, выходящие за рамки квалификации направлены на формирование дополнительных компетенций. Модули по выбору для определенной специальности позволяют обучающемуся определить конкретную траекторию обучения.

Ответ: Особенностями модульных образовательных программ являются: - гибкое построение содержания из блоков; - интеграция различных видов и форм обучения; - выбор наиболее подходящей формы обучения для определенной аудитории; - организация самостоятельной работы обучающихся по индивидуальной учебной программе в удобном для них темпе; - установление междисциплинарных связей и решение проблемы взаимодействия между специальными кафедрами высшей школы.

Ответ: Основными требованиями к формированию модульных образовательных программ являются: системный подход к построению структуры образовательных программ; структурирование знаний на обособленные элементы и ясно выраженный подход сотрудничества обучающих и обучающихся; обеспечение методически правильного согласования всех видов учебных занятий внутри каждого модуля и между ними; гибкость структуры построения модульного курса и самих образовательных программ; контроль знаний студентов, рассредоточение по семестру контрольных мероприятий; реализация развивающего обучения, что создает предпосылки творческой деятельности обучающихся.

Ответ: Модульная образовательная программа – программа обучения, включающая совокупность учебных модулей, направленных на овладение обучающимися ключевых компетенций, необходимых для получения определенной академической степени и/или квалификации

Ответ: «На наш взгляд, целесообразно принять во внимание следующий успешный опыт европейских стран:

1. Использовать поэтапный отбор персонала:

a. на основе резюме, рекомендательных писем и других формальных критериев;

b. на основе собеседования с комиссией, в состав которой входят: непосредственный руководитель, профессор по специальности и психолог; c. на основе анализа открытого занятия.

2. Использовать испытательный срок, а также отзывы студентов и коллег для мониторинга того, как кандидат пытается исправлять сделанные ему замечания»

3. Обеспечить прозрачность всех проводимых процедур по оценке личности преподавателя: компетенции, личностные качества».

Ответ: Проектирование образовательной программы традиционно начиналось с определения её содержания. Преподаватель планировал содержание и приемы изложения материала и становился, таким образом, ключевой фигурой в образовательном процессе. Такой подход в реализации образовательной программы получил название «центрированный на преподавателе» (teacher- centered approach). Проектирование обучающей программы «центрированной на студенте» (student-centered approach) стало необходимым в связи с болонскими преобразованиями и ориентацией на результаты обучения. В новом подходе делается основной акцент на результаты обучения, которые становятся главным итогом образовательного процесса для студента с точки зрения знания, понимания и способностей, а не на средства и методы обучения, которые используют преподаватели для достижения этих результатов. Центральной фигурой учебного процесса становится студент и его познавательная деятельность и на первый план, в данном случае, выходит процесс познания (learning), а не преподавания (teaching). В связи с этим меняется и роль преподавателя. Преподаватель становится систематизатором знаний студентов, который обеспечивает консультирование и мотивацию обучающихся к критическому отбору информации, ее источников. Центрирование обучения на студенте, дает студенту больше свобод в выборе источников информации и накоплении знаний и умений, но, в свою очередь, требует от студента большей степени самостоятельности в развитии своих умений работать с оригинальной информацией, пользоваться разнообразными формами доступа к информации и адекватной её оценке.

Ответ: Приложение к диплому европейского образца, которое принято называть DS (Diploma Supplement), является документом, предоставляющим необходимые и достаточные сведения для обеспечения международной прозрачности и справедливого академического и профессионального признания квалификаций (дипломов, степеней, сертификатов и т.д.). Приложение дает описание уровня, содержания и статуса обучения, которое проходило и успешно завершило лицо, поименованное в оригинале диплома, к которому прилагается DS. Кроме этого описывается достаточно подробно система высшего образования той страны, в которой находится вуз, выдавший DS. Необходимость в DS появилась в связи с тем, что из-за многообразия систем образования, типов учебных заведений, форм и сроков обучения, присваиваемых квалификаций возникли трудности в понимании иностранных документов об образовании: - у высших учебных заведений – при приеме на обучение иностранных граждан; - у полномочных органов и специализированных агентств по признанию – при оценке значимости и вынесении решения о признании иностранных квалификаций; - у служб занятости и работодателей – при устройстве и приеме на работу специалистов с иностранной квалификацией. Непризнание и недооценка квалификаций являются глобальной проблемой, а исходные квалификации сами по себе недостаточно информативны. Национальные системы образования и структуры квалификаций постоянно изменяются под воздействием быстрых экономических и технологических перемен. В этой ситуации мобильные граждане нуждаются в четком объяснении своих квалификаций. Эти объяснения и даются в DS. Если выпускники казахстанских вузов собираются работать или продолжить обучение только в Казахстане, то им нет необходимости получать DS. Этот документ нужен тем, кто едет в европейские страны для продолжения своего обучения или желает найти в этих странах работу, требующую наличие квалификации о высшем образовании. DS не заменяет документ о высшем образовании, он помогает в других странах понять казахстанскую систему образования, убедиться в том, что система высшего образования в Казахстане такая же, как и во всех странах, включившихся в Болонский процесс, и тем самым облегчить признание казахстанских дипломов.


Программа Темпус использует три стандартные формы мониторинга:

1) Изучение документов – осуществляется сотрудником Исполнительного Агентства по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре, ответственным за данный проект, путем изучения отчетов по проекту и коммуникаций с участниками проекта

2) Выездной мониторинг, который проводится координатором Национального офиса программы Темпус и сотрудником Исполнительного Агентства. Различают три типа выездного мониторинга, каждый из которых преследует свои цели:

 Превентивный или предупредительный мониторинг, когда изучается информация о правилах и процедурах, приоритетах, методологии, запланированных мероприятиях;

Рекомендательный мониторинг, когда делаются рекомендации по содержанию и финансовым аспектам реализации проекта;

Контрольный или итоговый, направленный на оценку полученных результатов, их устойчивость.

 3) Внешний мониторинг, ориентированный на результаты (External Results-Oriented-Monitoring - ROM). Мониторы ROM действуют на основании контракта с Генеральным директоратом по вопросам развития и сотрудничества (DEVCO - структуры, осуществляющей руководство Исполнительным Агентством) и от лица Директората. Они составляют расписание мониторинговых визитов при сотрудничестве с Агентством.

Мониторингу проектов ТЕМПУС уделяется большое внимание. Отдел Темпус Исполнительного Агентства утвердил стратегию мониторинга, цель которой состоит в увеличении числа мониторинговых визитов, и в повышении их эффективности.

При этом следует помнить, что мониторинговые визиты проводятся для того, чтобы участники проекта получили полезные советы и поддержку на месте. Успешный опыт проектов ТЕМПУС, а также налаженная обратная связь с бенефициарами являются важными элементами, которые принимаются во внимание Исполнительным Агентством при разработке новых конкурсов проектных предложений.

 В 1-ом полугодии 2013 года Национальный офис программы Темпус в Казахстане в соответствии с планом, разработанным Исполнительным Агентством, провел мониторинг четырех проектов. На 2-ое полугодие 2013 года запланирован мониторинг 6 проектов. В мониторинге некоторых из них принимают участие представители Исполнительного Агентства и Представительства Европейского Союза в Казахстане.

ПЛАН МОНИТОРИНГА НА 2014 ГОД  ЗДЕСЬ

 

Как участники проекта могут лучше подготовиться к мониторинговому визиту?

1) Координатор Национального офиса программы Темпус (далее – НОТ) и/или сотрудник Исполнительного Агентства сообщат вам о предстоящем мониторинговом визите по вашему проекту.

 

2) Обычно НОТ связывается по телефону или электронной почте с местной командой проекта, чтобы согласовать точную дату и время мониторингового визита и просит подготовить презентацию о реализации проекта на настоящий момент. Очень хорошо, если в этом процессе будет задействовано как можно больше участников проекта, а также студенты, если они вовлечены в мероприятия по проекту.  

 

3) После презентации обычно имеет место сессия вопросов и ответов и обсуждения. Мониторинговый визит является хорошей возможностью для участников проекта задать свои вопросы представителю НОТ и/или Исполнительного Агентства или попросить совета в отношении каких-либо аспектов реализации проекта. 

 

4) Если в рамках проекта закупалось оборудование, следует продемонстрировать его монитору, чтобы он убедился, что оно уместно для реализации данного проекта, установлено в правильном месте и надлежащим образом. 

 

5) После мониторингового визита Исполнительное Агентство направляет координатору проекта письмо с результатами мониторингового визита, содержащее следующие пункты: актуальность, эффективность, результативность, потенциальное воздействие, потенциал устойчивости, а также рекомендации по дальнейшей реализации проекта. Координатор доводит эту информацию до всех членов консорциума с тем, чтобы обсудить ее и принять во внимание.

 

Здесь вы можете найти ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В ХОДЕ МОНИТОРИНГОВОГО ВИЗИТА, а также ПРИМЕРНУЮ ПРОГРАММУ ВИЗИТА, которой мы рекомендуем придерживаться.

  • national agencies
  • erasmus
  • min
  • ecas
  • europa
  • eacea.ec.europa.eu
  • participant portal
  • em
  • national agencies
  • erasmus
  • min
  • ecas
  • europa
  • eacea.ec.europa.eu
  • participant portal
  • em

Contact us

Shaizada Tasbulatova Coordinator, National Erasmus+ Office (NEO)

Connect with us

We're on Social Networks. Follow us & get in touch.
Erasmus+ in Kazakhstan
mod_jvcountermod_jvcountermod_jvcountermod_jvcountermod_jvcountermod_jvcountermod_jvcounter
131
859
2743
28654
1080688

The website has been funded within the framework of the European Union Erasmus+ programme which is funded by the Directorate General for Development and Co-operation – EuropeAid and the Directorate General for Enlargement.This website reflects the views only of the authors, and the Education, Audiovisual and Culture Executive Agency and the European Commission cannot be held responsible for any use which may be made of the information contained therein.