Программа Темпус использует три стандартные формы мониторинга:
1) Изучение документов – осуществляется сотрудником Исполнительного Агентства по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре, ответственным за данный проект, путем изучения отчетов по проекту и коммуникаций с участниками проекта
2) Выездной мониторинг, который проводится координатором Национального офиса программы Темпус и сотрудником Исполнительного Агентства. Различают три типа выездного мониторинга, каждый из которых преследует свои цели:
- Превентивный или предупредительный мониторинг, когда изучается информация о правилах и процедурах, приоритетах, методологии, запланированных мероприятиях;
- Рекомендательный мониторинг, когда делаются рекомендации по содержанию и финансовым аспектам реализации проекта;
- Контрольный или итоговый, направленный на оценку полученных результатов, их устойчивость. Вопросы к контрольному мониторинговому визиту.
3) Внешний мониторинг, ориентированный на результаты (External Results-Oriented-Monitoring - ROM). Мониторы ROM действуют на основании контракта с Генеральным директоратом по вопросам развития и сотрудничества (DEVCO - структуры, осуществляющей руководство Исполнительным Агентством) и от лица Директората. Они составляют расписание мониторинговых визитов при сотрудничестве с Агентством.
Мониторингу проектов ТЕМПУС уделяется большое внимание. Отдел Темпус Исполнительного Агентства утвердил стратегию мониторинга, цель которой состоит в увеличении числа мониторинговых визитов, и в повышении их эффективности.
При этом следует помнить, что мониторинговые визиты проводятся для того, чтобы участники проекта получили полезные советы и поддержку на месте. Успешный опыт проектов ТЕМПУС, а также налаженная обратная связь с бенефициарами являются важными элементами, которые принимаются во внимание Исполнительным Агентством при разработке новых конкурсов проектных предложений.
Как участники проекта могут лучше подготовиться к мониторинговому визиту?
1) Координатор Национального офиса программы Темпус (далее – НОТ) и/или сотрудник Исполнительного Агентства сообщат вам о предстоящем мониторинговом визите по вашему проекту.
2) Обычно НОТ связывается по телефону или электронной почте с местной командой проекта, чтобы согласовать точную дату и время мониторингового визита и просит подготовить презентацию о реализации проекта на настоящий момент. Очень хорошо, если в этом процессе будет задействовано как можно больше участников проекта, а также студенты, если они вовлечены в мероприятия по проекту.
3) После презентации обычно имеет место сессия вопросов и ответов и обсуждения. Мониторинговый визит является хорошей возможностью для участников проекта задать свои вопросы представителю НОТ и/или Исполнительного Агентства или попросить совета в отношении каких-либо аспектов реализации проекта.
4) Если в рамках проекта закупалось оборудование, следует продемонстрировать его монитору, чтобы он убедился, что оно уместно для реализации данного проекта, установлено в правильном месте и надлежащим образом.
5) После мониторингового визита Исполнительное Агентство направляет координатору проекта письмо с результатами мониторингового визита, содержащее следующие пункты: актуальность, эффективность, результативность, потенциальное воздействие, потенциал устойчивости, а также рекомендации по дальнейшей реализации проекта. Координатор доводит эту информацию до всех членов консорциума с тем, чтобы обсудить ее и принять во внимание.
Здесь вы можете найти примерные вопросы для обсуждения в процессе мониторинга, а также примерная программа мониторингового визита, которой мы рекомендуем придерживаться.